катафатическое богословие

катафатическое богословие
        КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. kataphatikos — утвердительный) — система раскрытия и обоснования христианского вероучения, система знания о Боге (Троице), формируемая посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями — откровениями,— тварностью к космоса, вмешательством в судьбы мира и проч., привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии К. б. дополняется апофатическим богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К. 6. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проведен анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К. б. «Ареопагитик» развивает Максим Исповедник (ок. 580—662). У него предметом К. б. является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Особую роль в К. б. Максим Исповедник отводит христологии как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику он видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийского К. б. 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского Символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в К. б. В разное время и в разных христианских конфессиях К. б. то отходило на второй план, то начинало играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.
        И.П. Давыдов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "катафатическое богословие" в других словарях:

  • Катафатическое богословие — (от греч. καταφατικός, «утверждающий») совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, чем, или вернее, кем Он является. Содержание 1 Иудаизм 2 …   Википедия

  • Катафатическое богословие — (греч. «положительное»)    богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений. Религиозно духовное основание катафатического богословия дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в… …   Православие. Словарь-справочник

  • Катафатическое богословие — (катафатизм) позит., утвердит. путь познания Бога, в отличие от апофатич. и в дополнение к нему. Такое различение проводится в Ареопагитиках . К. Б. это положит. определения Божества или имена Бога, к рый, как источник и нач. всего, всеименен .… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… …   Православная энциклопедия

  • Богословие эстетическое —    условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Богословие — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • АПОФАТИЧЕСКОЕ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ — [от греч. ἀποφάσκω отрицать], в узком смысле метод дискурсивного богопознания, при к ром в описании свойств Бога, как абсолютно трансцендентного творению, исключаются все тварные атрибуты, а также указывается на необходимость употребления… …   Православная энциклопедия

  • Апофатическое богословие — (греч. αποφατικος «отрицающий»), или негативная теология  богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через… …   Википедия

  • апофатическое богословие —         АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. ароphatikos отрицательный) «отрицательное» (или мистическое) богословие, система раскрытия и обоснования истин христианского вероучения, сложившаяся к 6 в. и получившая распространение преимущественно на …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • «АРЕОПАГИТИКИ» — [лат. Сorpus Areopagiticum Ареопагитский корпус], собрание богословских текстов на греч. языке, приписывавшееся св. Дионисию Ареопагиту. Проблема авторства Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за Севиром …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»